Знать свои сильные стороны — это обязательное требование и фундамент счастливой жизни, работы по призванию и успешной реализации личностного потенциала. Наши таланты — важный источник мотивации, позволяющий внести свой уникальный вклад и менять мир к лучшему. Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман пишет, что «ни одна профессия не станет для вас призванием, если вы не сумеете реализовать в ней свои индивидуальные достоинства. Если в процессе работы вы постоянно используете эти качества и при этом трудитесь во благо других людей — это значит, вы нашли свое призвание». Помните: у каждого есть врожденные способности и склонности. Наша основная задача — раскрыть их и тем самым максимально реализовать свой потенциал.
1. Как применять и развивать свои способности? Чаще используйте их в ситуациях, где можете похвастаться хорошими результатами, или берите дополнительные задания, которые позволят использовать эти способности. Если дальнейшее совершенствование требует более широкого поля деятельности, ищите применения способностям в другом контексте.
2. Что делать с теми задачами, которые мы обязаны делать? В таком случае выбирайте одну из имеющихся способностей, подходящую в данной ситуации. Если же на вас взвалили целый ряд задач, которые не относятся к вашим сильным сторонам, найдите оптимальный баланс, разделив работу на «трехслойные бутерброды»: чередуйте дела, которые лишают вас сил, с занятиями, в которых вы с успехом задействуете свои таланты. Подумайте, какие неприятные дела вам предстоят, и взгляните на них с нового ракурса. Сосредоточьтесь на результате, а не на процессе, — и предстоящие испытания совершенно неожиданно покажутся менее ужасными.
3. Что делать, если какой-либо недостаток мешает на работе? Главное не бездействовать и не позволять ему перерасти в серьезное препятствие. Побороть недостатки можно, только сделав акцент на развитии способностей. Не стоит тратить на устранение недостатков слишком много сил, но, насколько это возможно, необходимо удерживать их в рамках допустимого минимума, направив энергию на развитие талантов. Используйте инструменты, которые позволяют контролировать ситуацию: попросите совета у коллег, найдите пример для подражания или в крайнем случае обратитесь к внешнему специалисту. Каким бы досадным ни был ваш недостаток, доведите его до допустимого уровня и успокойтесь на этом! Не стремитесь довести непокорный навык до совершенства. Нелогично тратить слишком много времени на то, что у вас плохо получается.
1. Составьте следующую матрицу. В первом столбце перечислите свои основные (типичные) функциональные обязанности / зоны ответственности, в первой строке — свои сильные стороны (Мастерство. Сильные стороны).
Для заполнения матрицы используйте ручки разных цветов. На пересечении своих обязанностей и сильных сторон одним цветом, например, синим, напишите, насколько вы применяете для решения данной задачи эту сильную сторону. Оценка может быть такого формата: «максимально», «от случая к случаю». «не применяю». Другим цветом напишите предложения по тому, как еще можно задействовать эту сильную сторону для выполнения данной задачи. Также укажите пять новых рабочих задач, которые позволят максимально реализовать каждую из сильных сторон.
Не забывайте искать новые возможности, которые позволят чаще использовать свои сильные стороны.
2. Взгляните на свой план на день. Есть ли там обязательные задачи, которые вам не нравятся и не позволяют реализовать ваши лучшие качества? Вспомните о принципе «трехслойных бутербродов». Спланируйте свой рабочий день так, чтобы дела, которые лишают вас сил, чередовались с занятиями, в которых вы с успехом задействуете свои таланты.
3. Определите свои слабые стороны. Воспользуйтесь различными методиками самоанализа и обратной связью от окружающих. Проанализируйте и определите ситуации и задачи на работе, в которых вы наиболее уязвимы. Далее определите приемлемый уровень развития для каждой слабой стороны, который не будет мешать вашей работе. Помните, что не нужно стремиться доводить непокорный навык до совершенства. Затем перечислите то, как вы планируете достигнуть этой модели поведения: тренинги, поиск обратной связи, наставничество и т.д.
Автор книги «Вдохновляющий лидер» Ян Мульфей считает, что причина неудовлетворенности на работе одна: активно невовлеченные и неудовлетворенные сотрудники обычно занимают должности, не соответствующие их способностям и навыкам. Люди всегда сопротивляются тому, что им не нравится.
Исследования Института Гэллапа демонстрируют наличие тесной связи между уровнем вовлеченности / удовлетворенностью сотрудников работой и максимизацией их усилий. Люди, у которых есть возможность сосредоточиться на своих сильных сторонах, в шесть раз больше вовлечены на работе и в три раза чаще выражают удовлетворение качеством своей жизни.
Если человеку дается конкретная деятельность, скорее всего, она ему по душе. Такой сотрудник охотно согласится совершенствовать свои навыки, приложит больше усилий для понимания сути своей работы и найдет новые, более эффективные способы достичь цели. Для него будет характерна высокая степень ответственности. Люди, у которых есть возможность использовать свои таланты на работе, не только успешнее в плане продуктивности и результативности; они более счастливые и здоровые.