Шесть главных тем: ценности, интересы, навыки, рабочая обстановка, награды и текущая ситуация
Чем вы готовы заниматься целый день, каждый день и даже бесплатно? Какой разговор побуждает вас податься вперед, сдвинуться на кончик стула и насторожить уши? К чему у вас никогда не иссякает аппетит? Что вас чарует, что занимает? О чем хотелось бы больше узнать? В какого рода деятельности настигает ощущение потока: вы погружаетесь в это занятие с головой, не замечаете, как идет время, вы полностью «там»?
Ответьте на эти вопросы — и поймете свои пристрастия. Наши любимые темы — трамплин для будущей мечты. То, что нам интересно, подогревает, питает нас. Если вы что-то по-настоящему любите, ваш мозг выдаст сколько угодно новаторских идей, вы сможете показать высочайшего класса работу и ни на миг не утратите мотивацию.
СОЕДИНИТЬ ИНТЕРЕСЫ С КАРЬЕРОЙ. Не поддавайтесь унынию. Поверьте: ваши увлечения могут перерасти в оплачиваемую работу. Творческий подход, упорный труд, гибкость — и заработать удастся на чем угодно. Вот шесть основных способов зарабатывать в современных условиях:
- бизнес;
- творчество;
- практическая деятельность;
- наука/исследования;
- общественная/политическая деятельность;
- преподавание.
Взгляните на свой интерес сквозь призму карьеры, и вы подберете удачный способ заработать на нем.
УПРАЖНЕНИЕ. Посмотрите на свои увлечения через призму карьеры, используя шесть предложенных вариантов, «карьерных линз». Затем проанализируйте, по какому пути вы могли бы пойти, чтобы развить свой интерес. Проделайте это упражнение и с другими увлечениями, не ограничивайте себя!
СОЧЕТАНИЕ ИНТЕРЕСОВ. Если интересов у вас несколько, попробуйте сочетать два-три из них в новой профессии. Николь Фуллер соединила интерес к науке и любовь к искусству, став иллюстратором научной литературы. Сначала она дала волю своей страсти и прошла соответствующую программу в Университете Калифорнии (Санта-Крус), затем получила работу в Национальном научном фонде, а со временем основала собственную компанию Sayo-Art LLC, специализирующуюся на работе с иллюстрациями к научным книгам.
УПРАЖНЕНИЕ. Если интересов у вас несколько, запишите три вида деятельности, в которых вы могли бы их объединить.
Карьера вашей мечты должна воплощать также и ваши ценности. Ценности — это основные, определяющие ваше поведение принципы; та мораль, с которой вы сверяете свою жизнь и работу.
УПРАЖНЕНИЕ. Задайте себе вопросы, чтобы выявить основные ценности. О чем вы больше всего радеете? В каких ситуациях гордитесь собой? Какие стороны своей личности вам нужно продемонстрировать, чтобы возникло это чувство гордости? Каким человеком вы бы хотели быть? Как бы вам хотелось, чтобы вас описывали другие?
УПРАЖНЕНИЕ. Назовите десять наиболее важных для вас ценностей. Отвечайте не задумываясь, положившись на инстинкт. Выберите из списка или составьте собственный:
СОЕДИНИТЬ ЦЕННОСТИ С КАРЬЕРОЙ. Если работа не соответствует вашим ценностям, неудовлетворенность давит на вас и калечит, вы чувствуете себя самозванцем. Например, Алекс по вечерам выступал в комических сценках, а днем был угрюмым продавцом. Эти люди сумели соединить работу, карьеру и то, чем они дорожат, — каждый из них осуществил свою мечту и теперь живет гармоничной жизнью. Все они зарабатывают, делая то, что им нравится.
УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте три или больше способа работать в соответствии с вашими ценностями.
Не нужно превращать работу в борьбу титанов. Делайте то, что у вас хорошо получается. Какие у вас имеются таланты и способности? Что дается легко? Какой вклад вы можете внести в общее дело? Для любого таланта найдется подходящая работа:
УПРАЖНЕНИЕ. Что вы делаете просто потрясающе? Составьте список.
СОЧЕТАТЬ ТАЛАНТЫ С КАРЬЕРОЙ. Однажды на уроке физкультуры Джон открыл в себе талант: он классно карабкался. Самым первым в классе взлетал по канату до потолка. С тех пор Джон каждую свободную минуту занимался альпинизмом. В колледже водил группы по горам Аризоны, а закончив учебу, стал инструктором по скалолазанию и тренером в местной школе альпинизма. И вы тоже можете заработать себе на жизнь, пустив в ход свои таланты. Для начала задайте себе вопрос: будет ли кто-нибудь платить вам за это умение?
УПРАЖНЕНИЕ. Перечислите пять своих главных талантов. Придумайте пять профессий, в которых эти умения понадобятся.
Где вы хотели бы работать? Ваше идеальное рабочее место: на природе, в роскошном офисе, дома за столом, на шоссе, за границей, в студии, в репетиционной, на стадионе, в лаборатории, в конференц-зале, в аудитории? Какая карьера поможет вам попасть туда, где вам больше всего нравится?
Рабочая обстановка — это также и люди, с которыми вы взаимодействуете. Некоторым нравится часами сидеть в одиночестве, склонившись над ноутбуком, а другие черпают энергию в командной работе. Рисуя работу своей мечты, учтите также, с кем вместе вы бы хотели работать.
УПРАЖНЕНИЕ. Сформулируйте свое представление о работе мечты, отвечая на следующие вопросы:
- Как выглядит рабочее место вашей мечты?
- С кем бы вы хотели в идеале работать? В маленькой или большой команде, с партнером, в одиночку?
- Вы хотите руководить, следовать руководству или чтобы все были на равных?
- Какой ритм и какие правила вы предпочитаете: корпоративную культуру, свободный стиль, высокий или умеренный темп работы?
- Какое расписание устраивает вас больше всего?
- Какой дресс-код вы бы выбрали?
- Если вы сейчас работаете, сопоставьте нынешнюю рабочую обстановку с той, которую рисуете в своих мечтах.
Награда — самая приятная часть работы. Десерт, до которого мы доберемся, положив на это немало времени и усилий. Для работы, тем более новаторской, вознаграждения и стимулы необходимы. Они побуждают нас двигаться вперед, творить новое, доводить дело до совершенства. Выбирая свою мечту, учитывайте и награды, которые надеетесь получить в будущем, например:
- наслаждение самой работой;
- деньги;
- личные достижения;
- признание и хвала;
- возможность распределять признание и хвалу;
- престиж и слава;
- возможность создавать новый продукт;
- самореализация в творчестве;
- помощь людям;
- благотворное влияние на социум;
- новые задачи, разнообразие в работе;
- карьерный рост;
- возможность учиться;
- возможность руководить.
СОЧЕТАТЬ КАРЬЕРУ С НАГРАДОЙ. Если ваш выбор наград и стимулов определяется извне, возникает когнитивный диссонанс: почему возможность возглавить проект не окрыляет? Почему в новом большом кабинете вы не чувствуете себя счастливее? Почему вас не устраивает то, что вы имеете? Не позволяйте родителям, СМИ, корпоративной культуре внушать вам стремление к одним наградам и подавлять стремление к другим. Определите сами свои приоритеты, и вы поймете, где она, работа вашей мечты. Например:
- Если высшая награда для вас — возможность распределять признание и хвалу, попробуйте работу тренера или учителя.
- Если высшая награда для вас — создать новую вещь, то вам, вероятно, понравится быть изобретателем, художником, программистом.
- Если высшая награда для вас — независимость и возможность помогать другим, попробуйте предложить какую-нибудь социальную программу, основать некоммерческую организацию, вести общественные проекты.
УПРАЖНЕНИЕ. Какие награды для вас наиболее желанны? Составьте список приоритетов от самой насущной (1) до наименее важной (10).
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
УПРАЖНЕНИЕ. Вспомните три свои награды. Например, первую зарплату или как вам удалось кому-то помочь, достичь того, о чем давно мечтали. Опишите ваш опыт и те чувства, которые вы испытывали, получив конкретную награду.
- ________________________
- ________________________
- ________________________
УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте три профессии, которые обеспечат вам наиболее желанные награды.
- ________________________
- ________________________
- ________________________
Довольны ли вы своей нынешней профессией и карьерой? Самопознание — основной способ обнаружить, а затем и решить проблемы, связанные с работой. Ни к одной проблеме не подступишься, пока не дашь ей имя, не свяжешь ее с каким-то человеком, местом, ситуацией. Например, в ваших дневниковых записях вы читаете:
- «Я завидую Синди — она ездила в командировку в Париж».
- «Дорога на работу меня убивает».
- «Мне бы хотелось перейти в отдел рекламы: там, должно быть, намного интереснее».
Выявив основные проблемы, беритесь за дело. Прислушайтесь к внутреннему голосу — он поможет вам подобрать решение. Например:
- «Раз уж меня так манит Франция, можно прикинуть, во что обойдется аренда квартирки в Париже, или послушать лекции по Французской революции, или же наведаться вместе с другом во французскую пекарню».
- «Что делать с долгой дорогой до работы? Выпросить два дня работы на дому, ездить на корпоративном автобусе или договориться с коллегами и ездить на машине».
- «Насчет работы в рекламном отделе: имеет смысл подробнее выяснить, чем они занимаются, пообедать с кем-нибудь из рекламщиков или же обратиться за информацией к менеджеру отдела».
Предполагаемое решение должно соответствовать масштабам проблемы. Если вам совсем плохо, требуются радикальные перемены, а если лишь чуть-чуть раздражает, так уладьте вопрос поскорее и двигайтесь дальше. «Бритва Оккама» — держите этот принцип в уме: самое простое решение — оно же обычно и самое правильное.
УПРАЖНЕНИЕ. Запишите три проблемы, которые особенно беспокоят вас в данный момент. Затем подберите каждой проблеме решение. Установите срок для решения каждой проблемы и начинайте действовать.
УПРАЖНЕНИЕ. Используйте следующие подсказки, чтобы оценить текущую ситуацию. Выберите ту, которая вас сильнее всего зацепит, и напишите по меньшей мере страницу.
Упражнения из книги Ирвина Алексиса «Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом». Информация о книге