инструменты самопознания. Профиль талантов (диаграмма талантов)

Прежде чем использовать сильные стороны, нужно их найти. С помощью самоанализа сделать это будет проще.

Упражнение 2.1: диаграмма талантов
Если вы хотите использовать несколько перечисленных методов для поиска источников своих сильных сторон, рекомендую вам составить диаграмму талантов.

рисунок

ИНСТРУМЕНТЫ САМООЦЕНКИ

Существует множество инструментов, психометрических тестов и моделей, выдающих надежные результаты без чрезмерных усилий с вашей стороны (Str engthsFinder 2.0, «Ценности в действии» (VIA), индикатор типов личности
по методике Майерс — Бриггс, модель DISC).

МНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

Инструменты самоанализа как нельзя лучше подходят для поиска сильных сторон, однако не дают ответы на все вопросы. Увы, мы не всегда способны проникнуть в глубину своей личности, и некоторые психологи сомневаются в надежности наших суждений о собственных преимуществах и недостатках. Если вам нужен действительно объективный взгляд на ваши сильные стороны, поинтересуйтесь мнением окружающих. Взглянув на себя их глазами, вы узнаете много нового. Чаще всего информация от других подтверждает самооценку и помогает усилить свои преимущества и добиться максимального результата.

МЕТОД 1: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ «360 ГРАДУСОВ»
Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки. навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов. Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации
этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития. С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Этап 1: определение источника оценки. Подберите людей (допустим, пять-десять человек) и уточните, хотят ли они участвовать в этом процессе. Лучшие источники — это смесь личных и профессиональных контактов, к приме-
ру ваш начальник, коллеги, клиенты, деловые партнеры, друзья,
наставники, супруг/супруга и т.д. Объясните, что вам нужно честное, беспристрастное и объективное мнение, и попросите быть максимально откровенными.

Этап 2: об ратная связь. Подготовьте простой опросник. Попросите участников заполнить его и вернуть к конкретной дате. Вопросы можно сосредоточить
вокруг конкретных лидерских критериев (например, самоконтроль, наличие цели, склонность к риску, нетворкинг, умение сотрудничать, использование власти) или же предложить более общие формулировки. Все зависит от вас. Майк Роарти и Кэти Тугуд, авторы книги «Развиваем таланты: руководство для лидеров» (The Strengths-Focused Guide to Leadership: Identify Your Talents and Get the Most From Your People)4, предлагают следующие простые вопросы:
—Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
— Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможности приведите в пример конкретные ситуации.)
—Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
—Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности? (По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
—Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
—Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности, так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?
Чтобы облегчить респондентам задачу, можно самому составить список сильных и слабых сторон. По конкретным лидерским талантам мы предлагаем следующие позиции. Если же вы предпочитаете количественный подход, попросите участников опроса оценить ваши способности по шкале от 1
до 5 (от слабых способностей к сильным).

Этап 3: анализ данных. Получив обратную связь, ознакомьтесь с данными и постарайтесь выявить паттерны, или общие темы. Не исключено, что вы
удивитесь, узнав о наличии у себя талантов, о которых вы даже не подозревали. Обратная связь может пролить свет на «темные пятна», например менее позитивные аспекты вашего характера, о которых вы не знали. Соберите полученные данные, ключевые примеры, в которых они проявлялись, и все полезные советы. Сравните это со своими мыслями и оценками.

Этап 4: с оставление профиля. Используйте информацию, полученную на третьем этапе, чтобы составить краткий, практически применимый профиль —
кто вы и в чем достигаете максимальных результатов.

МЕТОД 2: ОКНО ДЖ ОХАРИ
Окно Джохари — одна из самых оригинальных моделей, призванных помочь людям исследовать себя и человеческие взаимоотношения в целом. Она удобна, проста в использовании, позволяет раскрыть ваши качества и выяснить, что знают о вас другие. Модель представляет собой четыре сектора самопознания:
—— Открытое: то, что я знаю о себе и хочу показать другим. Этот сектор описывает характеристики, поведение, знание, навыки, отношения и публичный опыт, который мы осознаем о себе и о котором хотим рассказать (или похвастаться!) другим.
—— Слепая зона: то, что я не знаю о себе, но знают другие. Этот сектор отражает все то, что мы не осознаем, но что абсолютно очевидно окружающим (наши слепые зоны). Возможно, мы думаем, что четко выражаем свои мыс-
ли, однако слушатели и собеседники интерпретируют наши слова совершенно по-другому; или, к примеру, мы упускаем из виду важную информацию.

—— Скрытое: то, что я знаю о себе, но скрываю от других. Этот «тайный» сектор характеризует наши качества и способности, которые мы предпочитаем не афишировать из страха, что это навредит нашей репутации. Например, что нам некомфортно работать в группе. Чем глубже мы узнаем своих коллег, тем больше расслабляемся, начинаем потихоньку раскрывать свои тайны
и расширять открытый сектор. Естественно, чем более доверительные отношения мы строим с окружающими, тем больше раскрываемся.
—— Неизвестное: то, что я не знаю о себе и другие тоже не знают. Некоторые аспекты нашей личности на данный момент могут быть неизвестны ни нам, ни окружающим. Мы намного более сложны, чем нам кажется. Допустим, у вас есть склонность к наставничеству, которую вы еще не осознали, и в соответствующих обстоятельствах вы или другие люди ее обнаружите (но этого
может и не произойти)6. По сути, сектор неизвестного представляет собой потенциал, время от времени всплывающий на поверхность.
Обратная связь (от друзей, коллег, начальства, коучей) позволит лучше изучить и принять себя. Начните с открытой области и честно обозначьте то, что вы знаете о себе. Каковы ваши сильные и слабые стороны? Чем вы можете и хотите поделиться с другими? Выберите прилагательные, существительные и глаголы (например, «вдохновляющий», «коучинг», «ненадежный», «поверхностный», «разрешить конфликты»), которые лучше всего описывают вас и ваши способности. Используйте при необходимости списки из предыдущего упражнения. Затем попросите окружающих выбрать определения, характеризующие вас. Проработайте таким образом все сектора7. В итоге у вас должен получиться портрет — черты характера и поведенческие тенденции.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
Способности развиваются за счет личных и профессиональных взаимодействий в течение всей жизни. Примерно 75% наших склонностей врожденны, 25% (это тоже немало!) мы нарабатываем. Прогуляйтесь по закоулкам памяти и вспомните, что повлияло на становление вашей личности.
1. ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались. Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.
2. ВАША РАБОТА И УСПЕХИ В ПРОШЛОМ
Вспомните свои места работы и должности. Проанализируйте, насколько они помогли развитию ваших способностей.
—— Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
—— В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
—— За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
—— Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
—— Какие навыки вы освоили легко и быстро?
—— К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?
Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

3. ВАШИ ОШИБКИ И «СЛЕПЫЕ ЗОНЫ»
Вспомните, когда вы потерпели крах, — например, проект, в котором вы участвовали, провалился. Подумайте, что вы могли сделать лучше. Возможно, вы переусердствовали и зашли слишком далеко? Или это ваша слабая сторона? Какие уроки вы усвоили? Важно вытащить из глубин памяти проблематичные задачи, чтобы понять, как лучше реагировать на схожие ситуации в будущем.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ И АНТИПАТИИ
Ваши сильные стороны определяются не только тем, что у вас хорошо получается и в чем вы добиваетесь наивысших результатов. Для полного реестра талантов придется также учесть, что вас мотивирует, а что нет.
1. ИНТЕРЕС И УДОВОЛЬСТВИЕ
Быть талантливым в чем-то отнюдь не означает заниматься этим с удовольствием. Можно быть крайне успешным на работе, которую ненавидишь. Возможно, вы гений скрупулезности и детализации, и вам особенно хорошо удаются такие задания, как корректорская вычитка, статистические расчеты или вбивание формул в Excel, но вы считаете их чудовищно скучными. И лишь заинтересовавшись чем-то по-настоящему, человек сделает все возможное и невозможное, чтобы развить свои способности.
Страсть заставляет идти навстречу мечте. Вспомните дела, хобби и проекты, которые заряжают вас энергией, вызывают радостное сердцебиение и мотивируют вас:
—— Какая работа заряжает вас энергией?
—— Чему вы любите учиться?
—— Какие дела даются вам легко и доставляют удовольствие?
—— Когда вам кажется, что время пролетает незаметно?

—— Как выглядит ваш идеальный рабочий день?
—— Какими делами вам не терпится заняться?
—— Какие у вас хобби или любимые проекты?
—— Решение каких задач вызывает чувство удовлетворения?
—— За какими делами вы чувствуете себя самим собой?
—— Когда вы чувствуете себя особенно счастливым на работе?
Все эти занятия, скорее всего, указывают на ваши таланты.
Вполне возможно, что вы добиваетесь превосходного результата, даже не прилагая усилий.
2. ВАШИ АНТИПАТИИ И ТРЕВОГИ
Помимо анализа ошибок и «слепых зон», есть и другие признаки слабых сторон. Их можно определить по кругу дел, которые даются вам с трудом и вызывают тревогу. Сторонник развития талантов и автор бестселлеров Маркус Бакингем определяет слабую сторону как любую «деятельность, которая лишает вас сил»8. Довольно просто. Обдумайте следующие вопросы в свете вашего предыдущего опыта работы и сегодняшней должности:
—— Какие задания вызывают у вас ужас?
—— Какую работу вы выполняете плохо?
—— Какие задания истощают силы?
—— Какие задания всегда давались вам тяжело и не становятся легче с годами?
—— Что вы откладываете на потом?
—— Какие дела вызывают у вас тревогу?
—— Что заставляет чувствовать себя ущербным, неадекватным?
Эти задачи требуют особых усилий. Неважно, хорошо или плохо вы их выполняете, главное — вы бы никогда добровольно не согласились ими заниматься, потому что они расстраивают вас.