Повысить внутреннюю мотивацию и удовлетворенность работой помогает рассмотрение своих задач в более широком контексте. Когда у нас есть представление о том, как наша работа влияет не только на организацию, но и на мир в целом, то это придает дополнительных сил, энтузиазма и уверенности в себе. Если мы знаем, что, выполняя свои должностные обязанности, мы можем делать мир лучше, а окружающих счастливыми, никакая работа не покажется слишком тяжёлой, а задачи скучными. В рамках одного исследования ученые опросили людей в больнице, которые занимались уборкой. Среди них были и те, кто работал по призванию и видел в уборке высший смысл. Они считали, что активно участвуют в лечение пациентов и старались создать все необходимые для этого условия. У каждого из нас есть выбор — рассматривать свои задачи как скучные и рутинные или меняющие мир к лучшему. Если от этого зависит наше ощущение счастья, то почему бы не воспользоваться этой возможностью?
Михай Чиксентмихайи, «Поток. Психология оптимального переживания»: «Сотрудник супермаркета, уделяющий искреннее внимание клиенту. Врач, озабоченный общим состоянием пациента, а не только конкретными симптомами. Репортер, которого больше волнует правда, нежели сенсационность репортажа. Каждый способен превратить ни на что не влияющую рутину в дело, меняющее мир к лучшему. С учетом растущей специализации все больше областей профессиональной деятельности становятся однообразным повтором операций. Трудно воспринимать себя позитивно, расставляя с утра до вечера товар на полках в супермаркете или заполняя бланки. Однако если рассматривать свою деятельность в более широком контексте и понять, как ежедневные действия влияют на общую картину мира, то самую заурядную работу можно исполнять с блеском и делать мир лучше»
Каждому важно иметь четкое представление о том, какие продукты выпускает или услуги оказывает компания, какая ситуация на рынке, какие у компании цели и планы на будущее. Когда у нас есть общая картина работы организации и мы знаем, кому наша работа нужна и как именно мы можем помочь, труд начинает приносить колоссальное удовольствие. Каждый может превратить ни на что не влияющую рутину в дело, меняющее мир к лучшему.
Спрашивали ли вы себя, на кого и как ваша работа оказывает влияние? Как, ежедневно выполняя рабочие задачи, вы делаете этот мир лучше. Уделите время и запишите. Начните с перечисления своих ежедневных типичных задач (даже самых обычных и рутинных!). Затем по каждой напишите ответы на следующие вопросы: «Кому я помогаю?» (это могут быть коллеги и клиенты), «Как именно я помогаю?» (участвую в обеспечении эффективной деятельности или прямым образом влияю на результат) и «Как выполнение этой задачи влияет на работу коллег, деятельность организации и мир в целом?». Воспользуйтесь шаблоном таблицы ниже (Задачи. Рассматриваем свои задачи глобально).
Труд каждого сотрудника в офисе существенно влияет на работу других людей и организации в целом. Даже тот, который на первый взгляд кажется простым и ничем не примечательным. Выполнение любой задачи можно и нужно рассматривать глобально. Помните, Вы — супергерой! Следуйте совету буддистов: «Всегда действуйте так, будто от ваших действий зависит будущее Вселенной, посмеиваясь над собственной мыслью, что вы способны на что-либо повлиять».
О санитарках, которые наполнили свою работу смыслом
В исследовании Эмми Вржесниевски приняли участие санитарки, одна группа которых воспринимала свою работу всего лишь как работу — скучную и бессмысленную, — тогда как другая ту же самую работу воспринимала как интересную и значимую.
Санитарки из второй группы очень изобретательно переосмыслили свою работу. Они много общались с медсестрами, пациентами и посетителями, брали на себя заботу о том, чтобы пациенты и больничный персонал чувствовали себя как можно комфортнее. Они считали, что активно участвуют в лечении пациентов, старались работать как можно эффективнее, предвосхищать потребности врачей и медсестер, помогая им больше времени уделить больным. Кроме того, эти люди добровольно брали на себя дополнительные функции. Те уборщики, считавшие, что работают ради денег, просто выполняли свои обязанности.
Санитарки рассматривали свою работу в более широком контексте и сами наполняли ее смыслом: они не просто убирали мусор и стирали грязное белье, а заботились о самочувствии пациентов и о том, чтобы больница функционировала как часы. Имеет значение то, как мы воспринимаем свою работу, чем от работы самой по себе. Санитарки, которые осознают простую истину, что их работа нужна людям, намного счастливее, чем врачи, которые не ощущают всей важности своего труда.