В состояние так называемого «потока» можно погрузиться, занимаясь абсолютно любым делом. Главное, чтобы были созданы соответствующие условия, благодаря которым можно перестроить даже самую обычную на первый взгляд работу в работу, которая будет регулярно погружать в это состояние оптимального переживания. К таким условиям относятся:
- четкая и ясная цель, которая требуют должного реагирования;
- отсутствие отвлекающих факторов;
- практически мгновенная обратная связь, которая показывает, насколько хорошо идет выполнение задачи;
- полный контроль над ситуацией и деятельностью;
- максимальная концентрация, внимание сосредоточено и целиком погружено в происходящее;
- соответствие сложности задачи способностям, профессионализму и сильным сторонам исполнителя.
Особенно важен последний пункт. Оптимальное переживание возможно только тогда, когда сложность задачи и уровень мастерства соответствуют друг другу и находятся на высоком уровне (см. рисунок). Когда на работе перед нами ставят слишком сложную задачу, нас начинает одолевать тревога. Так как в виду отсутствия необходимых знаний и навыков мы не в состоянии с ней справиться. Или, наоборот, когда поставлена слишком легкая для нас задача, мы начинаем скучать. Поэтому важен баланс, соблюдение которого и является одним из важных условия для погружения в «поток».
Секрет счастья на работе не исключает высоких нагрузок и определенного напряжения. Для состояния «потока» нужно быть активным и постоянно проверять на прочность свои навыки и способности, развивать и совершенствовать их. В этом и есть смысл «свердостаточного» уровня мастерства. Спортсмены и музыканты погружаются в «поток», когда выкладываются по полной. Однако не нужно работать на пределе возможностей и перенапрягаться — это приводит к выгоранию.
1. Моменты «потока» в прошлом. Каждый из нас знает, каково это — быть настолько поглощенным делом, что чувство времени исчезает. Михай Чиксентмихайи описывает состояние «потока» как «полное погружение в занятие ради самого занятия. Эго уходит на второй план. Время пролетает незаметно. Каждое следующее действие, движение и мысль вытекают из предыдущих, как в джазе. Все ваше существо поглощено процессом, и вы применяете свои навыки во всей их полноте».
Какие регулярные занятия заставляют вас терять счет времени? Вспомните такие моменты и события из жизни, во время которых вы находились в состоянии «потока». Возможно, когда вы читали описание «потока», то припоминали о похожих ситуациях на работе, дома или отдыхе. Когда занимались любимым делом, общались с друзьями, смотрели фильм и т.п. Чтобы понять это состояние, вспомните произошедшие с вами подобные ситуации и опишите их (Мастерство. Поток).
2. «Поток»-задачи на работе. Проанализируйте свои рабочие будни и определите те задачи, в которых наступление «потока» наиболее вероятно. В каких ваших задачах присутствуют все условия «потока»? Снова взгляните на рисунок выше и напишите, какие задачи вызывают у вас апатию, скуку, подъем и т.п.
Чтобы погружать себя в эти «моменты благодати» на работе, используйте карту «потока» (шаблон ниже). Каждый раз, когда беретесь за выполнение очередной рабочей задачи, заполните ее. Напишите, насколько задача сложная, а ваш уровень знаний и навыков достаточный. Помните, что должен быть баланс. Опишите свое текущее состояние. Также следует отметить на карте те «потоковые» условия, которые присутствуют при ее выполнении.
Определите свои «поток»-задачи. Планируйте и выполняйте другие задачи так, чтобы создавать условия для возникновения «потока». Например, чтобы повысить уровень мастерства, подумайте, какие способности, знания, ресурсы и профессиональные отношения можно задействовать, чтобы выполнить эту задачу эффективно (например, дополнительный тренинг или новое оборудование для развития конкретного таланта). Чтобы повысить уровень сложности задачи, найдите креативный способ активно учиться и развиваться на одних и тех же задачах (например, активно участвовать в групповом обсуждении, играть с более сильным противником и т.д.). Чтобы снизить уровень сложности (и в итоге уровень стресса), проанализируйте возможности для делегирования, определения приоритетов и поиска помощи. Подумайте и запишите все это в последний столбец «Рекомендации».
3. «Поток» в каждом занятии. У каждого из нас есть сотни возможностей, чтобы развиваться и моделировать вспышки «потока». Многие международные компании используют открытие «потока», чтобы поручать сотрудникам достаточно сложные и при этом максимально раскрывающие их способности задачи. Придерживайтесь рекомендаций ниже, чтобы вызвать состояние «потока» на личном уровне.
Прочитайте о том. что пишут о «потоке» различные авторы:
Тал Бен-Шахара, книга «Научиться быть счастливым»: «Мы сможем испытать состояние «потока», если будем ставить перед собой четкие цели и стараться прыгнуть выше головы, даже если наша работа ничего такого от нас и не требует. Мы могли бы брать на себя больше ответственности и активнее включаться в работу, которая нам интересна; мы могли бы взять инициативу в свои руки и поискать, в чем именно мы могли бы быть полезнее для своей фирмы, если бы перешли в другое подразделение или подключились к новому проекту. Если же, однако, сам характер нашей работы таков, что заинтересоваться или увлечься ею, как бы мы ни старались, для нас невозможно, нам лучше было бы поискать какой-то другой источник дохода».
Мартин Селигман, книга «Как научиться оптимизму»: «Работа предоставляет гораздо больше возможностей для погружения в состояние «потока», чем любой другой вид деятельности. Работая, мы преследуем определенные цели и подчиняемся дисциплине. Отзывы окружающих помогают понять, насколько хорошо мы справились. Работа помогает сосредоточиться, сводит к минимуму отвлекающие факторы и ставит задачи, соответствующие нашим талантам и достоинствам. Заниматься такой работой куда интереснее, чем сидеть дома. Величайшим из открытий позитивной психологии я считаю то, что состояние «потока» с одинаковой частотой испытывают и люди редких творческих профессий — изобретатели, скульпторы, члены Верховного суда, ученые, — и представители самых простых, на первый взгляд обыденных видов деятельности. Любой человек может перестроить самую обычную на первый взгляд работу и регулярно погружаться в «поток».